Заказать звонок
Заполните форму, и мы Вам перезвоним!
Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Помощь адвоката при попытке взыскания неосновательной неустойки

Геннадий давно мечтал стать владельцем бизнеса, у мужчины даже скопилась определенная сумма. Начинать с нуля не хотелось — тратить время, силы, деньги на раскрутку Геннадий считал нецелесообразным...
Надо было получить все и сразу, поэтому мужчина решил приобрести готовый бизнес. После долгих поисков Геннадию повезло: до него дошла информация, что некий индивидуальный предприниматель продает автосервис со всем оборудованием и мойкой. Геннадий сразу позвонил, не зная, чем обернется вся история.

При первой встрече с продавцом выяснилось, что избавиться от сервиса он решил совершенно не по своей воле. По словам продавца, расстаться с делом всей жизни вынудила тяжелая болезнь жены — на лечение требовалось много денег. Изначально стоимость бизнеса составляла 2 млн рублей, в ходе переговоров Геннадий предложил снизить до 1,5 млн. Продавец согласился, но поставил встречное условие: оставить ему место для работы с аэрографией и беспрепятственный доступ. Другой возможности работать у мужчины не было.

Договорились о дате встречи и подписания договора купли-продажи. Геннадий внимательно осмотрел оборудование и все помещения, никаких претензий к продавцу не было. Поэтому мужчины подписали договор, после чего Геннадий внес предоплату в размере 50%: 750 тысяч рублей ушли к продавцу. Остаток оплатил через 12 дней и с чистой совестью приступил к работе.
Обвинения и суд
Каково же было удивление Геннадия, когда он узнал, что продавец, который произвел прекрасное впечатление, имеет большие претензии: заявляет, что вторую часть платежа внесли с большим опозданием, требует оплатить штраф за просрочку и подает в суд, чтобы взыскать средства. Геннадий понял, что продавец не остановится ни перед чем, и обратился за помощью к адвокату.

В суде выяснилось, что у продавца имеются и другие обвинения в адрес Геннадия. Выступая перед судом, бывший владелец автосервиса чуть не плакал, рассказывая о болезни жены и о подлом поведении покупателя. Геннадий с удивлением узнал, что после покупки поменял все замки в сервисе, потребовал, чтобы продавец в кратчайший срок освободил помещение, не предоставил рабочее место, хотя должен был это сделать в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Продавец лишился работы и заработка, жизнь и здоровье жены оказались под угрозой, двоим несовершеннолетним детям буквально было нечего есть.

Стоит ли говорить, что обвинения были совершенно беспочвенными!

Хорошо, что интересы Геннадия представлял адвокат. Именно защитник помог расставить все точки над i, указав на обстоятельства дела и обязанности сторон.

Нормативные акты

Согласно ч. 1 ст. 454 ГК РФ, — по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с ч. 3 ст. 486 ГК РФ, — если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекса.

Как установлено ст. 314 ГК РФ, — если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При не предъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, в п. 2 указанной статьи идет речь об обязательствах, в которых срок конкретно не определен, такие обязательства должны исполняться в разумный срок.
Кроме того, в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, — ГК РФ) если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения N 263-О от 21 декабря 2000 года, положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
В законодательстве сказано, что в случае несогласия продавца со сроками оплаты он имеет право подать на покупателя в суд, чем и воспользовался бывший владелец бизнеса. Вместе с тем Геннадий с адвокатом предоставили документы о том, что оплату произвел в полном объеме.

Никаких доказательств, что между продавцом и покупателем были разногласия относительно суммы и срока выплаты, истец предоставить не смог. Как не смог и доказать, что запретили доступ в помещение автосервиса, лишив источника заработка. Решение суда было однозначным: оставить претензии без удовлетворения. Кроме того, бывшего продавца обязали возместить Геннадию расходы на адвоката.

Выяснилось и еще одно обстоятельство. Болезнь жены продавца была далеко не такой опасной, как заявлялось. Таким образом, взаимоотношения сторон изначально начались с обмана, но Геннадий даже не мог об этом догадаться.
Как можно было выйти из ситуации?
В договоре купли-продажи автосервиса не указали срок, в течение которого следует произвести оплату. Именно на этом факте основывались претензии бывшего владельца и требования выплатить большую сумму неустойки: 10% от стоимости сервиса за каждый день просрочки. Если бы не помощь адвоката, дело могло решиться не в пользу Геннадия.

Мужчина понял, что к адвокату нужно было обратиться намного раньше, еще до заключения договора. Тогда можно было бы своевременно скорректировать невыгодный для покупателя пункт, ущемляющий права и устанавливающий огромную сумму неустойки. Адвокат вносит соответствующие изменения, корректно прописывает права и обязанности сторон, сумму неустойки и сроки оплаты. В этом случае трат времени и нервов на судебные процессы можно избежать.

В кейсах судебной практики Бюро адвокатов Усенко вы сможете ознакомиться с более подробной информацией и решением суда по взысканию неустойки.

Другие записи Новостного блога
Ниже кнопки-переключатели рубрик новостного блога:
Другие записи Новостного блога
Ниже кнопки-переключатели рубрик новостного блога: