Возможные проблемы
В ходе выполнения строительных работ нередки случаи, когда выявляются существенные недоработки проектно-сметной документации. Такие недоработки обычно выражаются в невозможности или нецелесообразности выполнения некоторых видов работ, которые предусмотрены локальными сметными расчетами.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, — ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно действующему законодательству, подрядчик обязан выполнить строительные, проектные и другие работы по государственному или муниципальному контракту, а затем передать заказчику. Заказчик обязуется принять и оплатить работы или обеспечить оплату.
Как бывает на практике
Если возникает необходимость выполнить работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, но при этом необходимые для сдачи объекта заказчику, то подрядчик обязан выполнить такие работы. Может быть и другой вариант — подрядчик приостанавливает выполнение не предусмотренных проектно-сметной документацией работ до момента согласования с заказчиком.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику, что предусмотрено ст. 711, ст. 746 ГК РФ.
Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Однако в силу отсутствия в настоящее время указанного закона, в регулировании подрядных работ для муниципальных нужд приоритетное значение имеют нормы ГК РФ.
Согласно ст. 709 ГК РФ цена работы в договоре подряда определяется путем составления сметы, которая может быть приблизительной или твердой.
Исходя из смысла ст. 743 ГК РФ увеличение сметной стоимости работ возможно при необходимости проведения только тех дополнительных работ, которые не были учтены в технической документации.
Обязательства заказчика по оплате выполненных работ возникают только тогда, когда он принимает результат. Цена работы в договоре подряда определяется путем составления приблизительной или твердой сметы. Увеличение сметы возможно только в случае необходимости провести не учтенные в ней работы.
Если выявляется необходимость провести дополнительные работы, подрядчик должен:
составить акт о необходимости проведения дополнительных работ;
оформить локальный сметный расчет на дополнительные работы;
предоставить указанные документы на подпись заказчику;
получить подтверждение получения указанных документов заказчиком.
Факт выполнения дополнительных работ необходимо будет подтвердить соответствующими документами. К ним относятся:
протоколы технических совещаний, проводимых на объекте;
извещения о выявлении объемов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, надлежащим образом направленные заказчику;
акты определения дополнительных работ;
акты освидетельствования скрытых работ;
локальный сметный расчет на дополнительные работы, подписанный заказчиком.
Однако далеко не все заказчики ведут себя порядочно. Даже если подрядчик добросовестно предоставил полный пакет документов, подтверждающих выполнение работ, заказчик уклониться от подписания акта сдачи-приемки работ и от оплаты.
Как поступить подрядчику?
Подрядчик, добросовестно выполнивший все обязательства, имеет полное право обратиться в суд для восстановления справедливости и защиты репутации.
Суд знакомится с материалами дела и устанавливает факт уклонения заказчика от подписания акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3, а также факт неоплаты фактически принятых работ.
При таких обстоятельствах заказчику придется доказать, что выполнение дополнительных работ не требовалось для успешного завершения основных работ, предусмотренных договором подряда.
Чтобы максимально обезопасить себя, подрядчику следует обратиться за квалифицированной юридической помощью, причем сделать это нужно еще на стадии выполнения работ по государственному или муниципальному контракту. Рекомендуем выбрать адвокатское бюро Усенко для грамотного составления необходимых документов и извещения заказчика надлежащим образом.
Анастасия Усенко: «В обязанности подрядчика входит качественное выполнение полного объема работ, являющихся предметом муниципального или государственного контракта. Заказчик же обязан в полной мере возместить необоснованные траты, возникшие по его непредусмотрительности. Мы поможем защитить ваши права и добиться компенсации от недобросовестного заказчика. Вы сохраните репутацию добросовестного исполнителя и получите гарантированную законом оплату труда".
Подрядчику необходимо не только качественно и в полном объеме выполнить работы, являющиеся предметом муниципального или государственного контракта, но и в полной мере возместить необоснованные затраты, возникшие в отсутствие предусмотрительности Заказчика. Мы поможем защитить ваши права и добиться компенсации от недобросовестного и нелояльного заказчика».